Места

Финляндия, Швеция, Рига, Эстония, Крым, Украина, Египет, Норвегия, Дания, Мурманск, Карелия, Вологда...дальше больше. :-)

Анонсы:

- Севастополь: места, которые стоит посетить. - и еще немножко фото-зарисовок Оулу (Финляндия). - если получится, то туризм по Хибинам и Соловкам.

Крымский поход. Май 2007.



Предложение сходить в крымский турпоход дней этак на десять возникло неожиданно, и первым желанием было вежливо отказаться. Мрачная перспектива «отказавшимся кусать потом локти», обрисованная мне, откровенно говоря, испугала не очень сильно. Во всяком случае, гораздо меньше, чем испугала перспектива предстоящей недели «без наволочки». Конечно, опыт длинных походов у меня имелся, но настолько далеко в прошлом, что было понятно – придется, по сути, привыкать ко походной жизни заново. Сразу же вспомнился «колотун» под утро в городской квартире, когда забываешь закрыть форточку. Воображение также живо нарисовало грязь, слякоть и мелкий моросящий дождь, идущий весь день. «Нет, это уже не по мне, я слишком избалован городом. Цивилизация – это все-таки сила» - подумал я, и хотел было окончательно отказаться, когда вдруг мои мысли приняли совсем иное направление.

На ум пришли слова одной старой песни (кстати, её в 80-х исполняла московская группа с символично-крымским названием «Чёрный доктор»). Эти стихи стоят того, чтобы привести их полностью:

«Дикарь» (скачать MP3)

В повязке набедренной голый дикарь

Тысячелетия он книг не читал,

Босые ступни, под ногами роса

Запах костров приносят леса.

Но нам знакома другая юдоль:

Мы все дикари бетонного леса,

Давят в виски километры веса

И воротник покрывает соль.

Улиц бесконечный крутой коридор

И крики зверей как в джунглях ночью,

В чьих взглядах можешь читать ты воочию

Сотый по счету свой приговор.

И сбросив ночной духоты покрывало,

С влажного лба вытираешь пот.

Чувствуешь, в сердце твоем два начала

Сжимает тисками скользкий урод

И под покровом ночи в лесу

Теряешься ты невольно в догадках

Не лучше ль быть дикарем в лесу

Чем в этих бетонных твоих казематах

Страшные крики звенят в ушах

Люди бредут в мешковатых штанах

Грязная лампа под потолком

И кол березовый за уголком

Осторожно, по коридору прошёл

Не включая свет, сажусь на кровать

Достаю бутылку пива и ставлю на стол

Позавидуй несчастный умеющим спать.

Червь на асфальте, зачем ты здесь?

Кто поместил тебя в этот лес?

Почему ты лежишь у этой межи?

Эй скажи, эй скажи!

Здесь ты чужой, с чужими глазами

Не забывай, квадратна земля.

Из туалетной бумаги деньгами

Тебе не задобрить её короля.

Червь на асфальте, зачем ты здесь?

Червь на асфальте, зачем ты здесь?


«А собственно, какого лешего я стремаюсь? Неужели этот город и вправду превратил меня из человека в дрожащего городского червя? Ну нет! Есть ещё порох пороховницах!» Словом, решение было приято. Тем более, что обнадеживало место предполагаемого похода - уже хорошо знакомый Крым. Ну, в случае чего, есть возможность «соскочить», то есть сбежать из палатки и снять обычное жилье – подумал я и отправился на рынок закупать снаряжение. Обилие разнообразного туристического товара смутило меня, и я опять-таки решил не слишком обращать внимание на рациональные критерии, а прислушаться к зову сердца. Посему купил палатку со звучным и многообещающим названием – “Freedom”.

С жэдэ билетами (сокращение от слова «железнодорожный», а не от того, о чем вы подумали) вышла некоторая напряжёнка – билеты попросту отсутствовали в кассе. Пришлось выборать нестандартный маршрут с заездом в незалежный град Киев. Там кроме краткого осмотра местных достопримечательностей, меня ждала встреча со старым другом, приехавшим специально ради этого из своего городка. Вместе прогулялись по Майдану, где в это время вяло митинговала группа поддержки донецких олигархов (сторонников оранжевой принцессы видно не было. По слухам они уже отмитинговали за день до этого). Демонстрантов было немного, а омона еще меньше. Расслабленные милиционеры в парке над Днепром играли в волейбол. Эта картина представляла разительный контраст с российскими реалиями – у нас не только ОМОНА бывает больше чем «несогласных» демонстрантов, но и ведет он себя несколько иначе.

Изрядно подкрепившись «Хортицей» в киевской кафешке я был сопровожден своим другом на вокзал и погружен в симферопольский поезд. Сосед по плацкарте оказался на редкость словоохотливым, и время до вечера пролетело незаметно. Утром Симферополь уже встречал нас пасмурным небом и мелким дождем. Казалось, сбываются самые мрачные предчувствия. Но непогода уже не могла меня сильно расстроить, ведь я собственно и рассчитывал на экстремальные условия. Пожалуй, было бы даже обидно, если бы за время похода дождь не пошел бы ни разу – что ж я зря куртку непромокаемую с собой тащил?

Пристыковка к основной группе планировалась на вечер, и мне пришлось слоняться по городу. Я наивно надеялся посетить краеведческий музей. Однако, как оказалось, в праздничный день музей не работает. Поразмыслив, я пришел к выводу, что в этом есть какая то логика. Действительно, зачем музеями отвлекать людей от застолья и копания картошки в огороде? Однако, у меня ни того, ни другого не было, и я поспешил отправиться ближе к месту встречи – в Бахчисарай. Электричка (как впрочем и киевский поезд) просто кишела туристами: компании крупные и мелкие, с велосипедами или без. Я своим одиноким видом вызвал некоторое подозрение у сидевшей напротив дамочки. «Что ж вы, так один и путешествуете, что ли?» - спросила она. Я поспешил успокоить её, что мол не шпион, а просто догоняю свою группу.

И вот, наконец, долгожданная встреча с людьми, лишь с частью из которых я был до этого знаком лично, но в которых был абсолютно уверен на основании общения по Интернет–форумам. Знакомый микроавтобус въехал на станционную площадь Бахчисарая и из него стали медленно выползать люди, изнуренные четырехчасовым переездом с востока крымского полуострова (состав нашей группы: Ируся Денис, Олег (Смотрящий), Толя (Бобус), Тимка, Леха (Zn), Тахир, Ольга, Алексей П).

Затарившись Ай-Серезом, мы взяли путь к пещерному городу Эски-Кермен. Символично, что первая моя за много лет дикарская стоянка была в том месте, где и вправду обитали древние люди. Поэтому когда позже был разложен костер, я свой тост поднял за «первобытное братство».




Кстати, а вы в курсе, что это такое - «первобытное братство»? Если нет, то пожалуй стоит рассказать. А то, блуждая в горах интеллектуального мусора, трактатов всяких там «жутких зануд», которыми переполнен Интернет, можно окончательно утратить представление о сущности Человека.

«Первобытное братство» - это именно то самое, в результате чего человек смог совершить качественный рывок из животного мира в собственно мир человеческий. И дело тут вот в чём. В среде стайных животных, ближайших предков человека, жестко господствует принцип распределения - согласно доминированию и иерархии. На добытую стаей пищу в первую очередь имеют права доминантные особи. То есть, проще говоря, те, кто клыками сильнее и свирепее. А тем, кто послабее, - вообще не допустимо подходить «трапезному столу», пока вожаки не насытятся. И во многих случаях слабые обречены на гибель с голоду. Жестокий закон природы – выживают только сильнейшие. «Первобытное братство» же полностью перевернуло социальную организацию стаи, превратив саму стаю в общину. Теперь пища распределялась поровну. Следовательно не только физически сильные особи получили возможность выжить. А поскольку мать-природа обычно распределяет способности неравномерно, то именно из среды «слабых» пошли первые мастера и изобретатели – что собственно и дало толчок прогрессу. Человек стал создавать орудия труда, обрабатывать землю и т.п. Так первобытный гуманизм смягчил остроту борьбы за существование внутри общества, но он же привел человечество к победе в межвидовой борьбе. Это современный научный взгляд на процесс становления человечества и на природу человека вообще.



Ну ладно, вернемся к нашему походу. Далее события закрутились с удивительной быстротой. После пещерного города, переход от Гончарного к мысу Айя. Не менее интересная ночевка на мысе Айя. Переход к Ласпи. Симеиз. Подъем на Ай-Петри. Ночевка. Тогда, кстати, мы в полной мере ощутили туристическое братство: совершенно незнакомые люди грелись вместе с нами возле нашего костра, рассказывали туристические байки и угощали нас огненной водой. Далее, спуск с Ай-Петри. Море – ночевка на побережье. Село Зеленогорское с удивительным горным озером. Мыс Меганом. И наконец, Казантип. Наш поход был не зря назван «Кругосветкой» - пересекли полуостров с Запада на Восток. Не буду описывать все детально. Виды природы в тексте передать сложно, поэтому лучше сосредоточусь на технических деталях – это может быть кому-то полезным.


Снаряжение в принципе не подвело. Конечно, горные ночевки были достаточно холодными. Погода бы в целом хуже, чем должна была быть по крымским меркам. Но, по слухам, все же лучше чем в прошлом году в это же время. Спальный мешок, естественно, не держал ту температуру, которую рекламировал его изготовитель. Было бы удивительно, если бы держал. Однако мы все-таки оказались в достаточно сносном положении, чем, скажем, ребята, встреченные нами у мыса Айя. Те просто не рассчитывали на холод и захватили с собой только легкие летние спальники. Как следствие, от ночевки в горах им пришлось отказаться. Мы же не стали менять маршрут. Одев на себя большую часть запасенной одежды, да еще засунув ноги вместе с мешком в рюкзак, в принципе можно было продержаться почти до утра. Зато после гор со снегом и ветром, ночевка на берегу моря показалась верхом комфорта. Ну и, естественно, помогло то, что перед сном согревались вином. Перепробовали многие сорта. На одном только алуштинском винзаводе было закуплено четыре разных вида. Использовались также коньяк и водка – но они шли значительно хуже. Всё-таки Крым – не место для потребления водки.


Серьезный вопрос, который может возникнуть у тех, кто впервые задумывается об участии в пешем походе: насколько тяжело ходить с туго набитым рюкзаком? Серьезный ответ: вообще то конечно - не легко. Поэтому то часть туристов и предпочитает не надеяться только на свои силы и комбинировать прогулки с перемещением на автотранспорте. К примеру, люди могут идти налегке, а машина подвозит рюкзаки к месту стоянки. Это вполне приемлемый вариант. Многие (в том числе и мы) так и поступали. Но, конечно, какую-то часть пути все-равно рюкзак тащить придется. Машина ведь не по всякой дороге проедет, а устраивать стоянку возле шоссе – удовольствие малое. К тому же есть еще и вопрос принципа. Именно из этого последнего соображения, наши подъем и спуск на Ай-Петри проходили именно с полной походной выкладкой. На скорости подъема утяжеление рюкзаком сказывается не очень сильно, но на мышцы конечно дает дополнительную нагрузку, что особенно заметно на спуске. Так что заранее приготовьтесь к тому, что на утро ноги будут болеть.


Мыс Меганом мы огибали по узкой и довольно стрёмной горной тропе. Поэтому шли без рюкзаков. Однако эта прогулка запомнилась не меньше восхождения на Ай-Петри. Отсутствие рюкзаков было скомпенсировано огромными мешками, взваленными нами на свои спины. Так мы отметились в акции «Очистим Крым от мусора». Поскольку после известного московского предвыборного скандала призыв «очистить что-либо от мусора» может восприниматься двояко, то надо разъяснить. Суть акции была вовсе не в том, чтобы очистить Крым от кого-либо из его жителей, не в меру склонных к самозахватам земель. Речь шла о банальном сборе бутылок, банок и пластиковых пакетов, коими и были наполнены наши мешки. Увы, нам удалось собрать не более 2-3% этого «добра», содержащегося на нашем пути (по западному берегу Меганома). Тем не менее, малое хорошее дело, не перестает от этого быть хорошим.


Путь на машине от мыса Меганома к мысу Казантип пролетел на редкость быстро. Берег Азовского моря поразил нас обилием комаров, доселе нами в Крыму не встреченных. К счастью, комары в межсезонье видимо утратили навыки охоты за людьми и кусали нас не слишком много. Сам мыс Казантип оказался на удивление красивым. По крайней мере, в степном Крыму было удивительно встретить пейзаж, местами напоминающий вершину горы Демерджи. Впрочем, последняя в силу её высоты все же остается вне конкуренции.

Под конец путешествия случился небольшой прикол. До поезда еще 200 км и только пять часов оставшегося времени, а наш автобус напрочь застрял в песках Казантипа. Причем застрял так, что шестеро пассажиров-мужиков так не смогли его вытолкать. В конце концов, пришлось сдаться и призвать на помощь трактор.

Гудок паровоза на симферопольском вокзале возвестил о том, что все хорошее рано или поздно заканчивается. Обратно в городские джунгли: смаковать фото, писать отчеты и думать о следующих походах.

Алексей П. al12345@bk.ru