Школа выживания в воздухе
В 21 веке пассажирские авиа-перевозки растут. Быстрое перемещение из пункта А в пункт Б становится все доступнее (особенно после появления в России авиа-компании дискаунтера SkyExpress). Вот и я начиная с 2000 года регулярно пользовался различными авиа-компаниями для рабочих визитов в другие города или просто отправляясь с семьей в отпуск и обратно. Но если в начале возобновления полетов на авиа-лайнерах (заброшенных со времен СССР) я относился к перелетам спокойно, то с каждым годом моя нервозность увеличивалась. И для этого ясное дело есть причины:
1. Мой мозг отказывается понимать, как может машина в разы тяжелее воздуха не падать.
2. За последнее годы случилось достаточно много авиа-катастроф в мире, чтобы я усомнился в надежности техники и персонала авиа-компаний.
Но как оказывается даже в самой критической ситуации в воздухе есть шанс на то, чтобы оказаться живым (не всегда здоровым) и на твердой земле.
Статистика утверждает, что авиация - самый безопасный вид транспорта. В среднем за год во всем мире в авиационных катастрофах гибнут чуть больше трех тысяч человек, в то время, как на дорогах только в нашей стране – уходит более 30 тысяч жизней! Отчего же мы тогда с таким облегчением вздыхаем, когда самолет, завершив свой недолгий полет, касается шасси бетонной полосы аэродрома? Наверное, потому, что воздушные катастрофы, если случаются, оставляют пассажирам авиалайнеров очень немного шансов на спасение. Но все же оставляют …Спастись или погибнуть… В одних случаях это может зависеть от случайно сложившихся обстоятельств, в других - от запаса знаний, которыми располагает команда и пассажиры… Чем более подготовлен человек к самоспасению в условиях летных происшествий, тем шансы выше.
Примером тому может служить катастрофа, случившаяся в 1974 году с самолетом "В 707" в самоанском аэропорту Паю Паю. Из 102 пассажиров остались в живых только пятеро.
Следственная комиссия сделала вывод, что выжили они лишь благодаря тому, что внимательно прочли памятки и выслушали инструкции стюардессы перед полетом. При аварии большинство спасающихся пассажиров бросились к входным дверям, перегородив своими телами узкий проход. Начались паника и давка, лишившие их надежд на спасение.
Пятерка внимательных пассажиров к дверям не бросилась, а предпочла, как рекомендовала стюардесса, воспользоваться аварийным выходом, ведущим на крыло самолета, чем спасла себе жизнь…
Самыми безнадежными с точки зрения выживания следует признать аварии, связанные со взрывами самолетов в воздухе, столкновениями авиалайнеров.
Чуть больше шансов на спасение при неуправляемых падениях на землю.
Единственное, что здесь следует делать - это четко выполнять указания экипажа. Застегнуть ремни, защитить голову, избавиться от очков, сережек, карманной мелочи, чтобы впоследствии медикам не пришлось вырезать и выковыривать их из вашего тела…
В момент удара надо максимально напрячь все мышцы, особенно в направлении вперед и вниз, откуда, вероятнее всего, последует толчок. До полной остановки самолета ни в коем случае не покидайте кресло и не расстегивайте ремни. После первого удара могут последовать второй и третий, более сокрушительные.
Аварии на высоте свыше семи тысяч метров нередко сопровождаются декомпрессией. Вначале пассажиры слышат оглушительный рев, характерный для массированной утечки из салона воздуха. Окружающее пространство наполняется пылью и туманом, отчего резко падает видимость.
Отдельные незакрепленные предметы и вещи могут летать по салону. Из легких очень быстро вытягивается весь находящийся там воздух, удержать который силовыми методами невозможно, как ни напрягай грудную клетку. Одновременно перегружаются барабанные перепонки, что сопровождается болью и шумом в ушах, кишечнике, где расширяются внутренние газы, вызывая резкие боли. Уже через несколько секунд человек теряет сознание от удушья.
Единственная возможность не потерять сознание при разгерметизации самолета - это мгновенно воспользоваться кислородной маской. Именно надев, а не прижав её ко рту – ведь достаточно на малое мгновение потерять сознание, что может случиться и при кислородной подпитке, чтобы она выпала из ослабевшей руки.
Сразу после закрепления маски застегните ремни. Первое, что сделает экипаж, - это направит потерявший герметичность самолет вниз, отчего вас может выбросить из кресла. Наиболее безопасные места в авариях, связанных с вынужденными посадками, расположены ближе к задней части фюзеляжа, но не в самом хвосте.
При взрыве и развале самолета в воздухе безопасных мест, естественно, нет. Все эти места падают с одинаковой высоты и одинаковым ускорением. И, тем не менее, даже в такой безнадежной ситуации, как свободное падение с высоты в несколько километров, люди умудряются выживать!
История авиации знает поистине удивительные случаи… Во время Второй мировой войны подбитый бомбардировщик рушится на землю. У выбросившегося из кабины пилота не раскрывается парашют. Люди, упав с пятого этажа (всего то 15 метров), насмерть разбиваются, а тут километр! Но срабатывает счастливый случай - самолет, обогнавший пилота, взрывается, и ударная волна на излете мягко подхватывает обреченного человека и аккуратно ставит на землю. Кстати, этот эпизод по горячим следам был использован в фильме "Небесный тихоход".
Летчик небольшого спортивного самолета выполняет обычный тренировочный полет. Внезапно отказывает двигатель. Попытки запустить его не удаются. Самолет сваливается в штопор. Пилот покидает кабину, но парашют не раскрывается. До земли несколько сотен метров. Шансов на спасение - один на миллиард… Но именно он срабатывает.
Пилот в свободном падении догоняет покинутый им самолет и обрушивается в кабину, на собственное место. От нечего делать - парашюта то у него нет - он пытается запустить мотор, и тот оживает! Выход из штопора и… посадка на родном аэродроме! Друзья, наблюдавшие происшествие снизу в бинокли, пребывают в не меньшем шоке, чем сам чудом спасшийся пилот.
В Министерстве авиации любят рассказывать один случай из серии "Если бы не было правдой, никогда бы не поверил". В воздухе разваливается рейсовый самолет. Пассажиры и экипаж гибнут. Спасается один солдат, летевший домой в отпуск. Его кресло было возле крыла, и надо же такому случиться, чтобы оно вместе с этим крылом и обломилось. Солдат был пристегнут, и на персональном крыле спланировал к земле. Конечно, он переломал чуть ли не все кости, но остался жив!
Точно так же выжила совершившая беспарашютный прыжок с высоты 10 тысяч метров югославская стюардесса Весна Вулович! Это я к тому, что, возможно, именно вам повезет. Может, вы тот, один из миллиарда. Так что не теряйте присутствия духа и боритесь за жизнь до последней возможности, в какой бы безнадежной ситуации вы ни оказались…
Так что при необходимости летайте самолетами Аэро... (прихватив глицина или алкоголя побольше)...
Как дипломированный ГАД (гидроаэрдинамик) должен со всей ответственностью заявить: железяка не может лететь по воздуху. Если не машет крыльями.
Его кресло было возле крыла, и надо же такому случиться, чтобы оно вместе с этим крылом и обломилось